Агентство недвижимости в Краснодаре

Как приватизировать квартиру?

Как и зачем приватизировать квартиру?


Человек арендует жильё у государства и у него есть шанс оформить её на себя. Это прекрасная возможность с новыми перспективами. В этой статье разберёмся, что такое приватизация, зачем она нужна, сколько времени занимает, какие документы потребует и как её реализовать.

Приватизация – это оформление в собственность недвижимости, арендуемой у государства. Она важна потому, что позволяет получить недвижимость в личную собственность и распоряжаться ей по своему желанию: дарить, наследовать, продавать, прописывать в ней людей, сдавать в аренду, оставлять в залог и так далее.

Через приватизацию совершеннолетний гражданин России имеет право получить жильё только один раз. Этот процесс опирается на закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от июля 1991 года №1541–1. Процедуру можно пройти бесплатно, но оформление документов и их сбор могут задействовать дополнительные средства.

Условия для приватизации

Человек, арендующий муниципальное жильё, может его приватизировать. Для этого он должен быть гражданином России. Также ему необходимо заручиться согласием всех совершеннолетних и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, обладающих правом на приватизацию рассматриваемого объекта.

Как это сделать?

В зависимости от региона и местонахождения осуществить приватизацию можно либо в МФЦ, либо в муниципалитете.

Вам нужно узнать:
·       кому необходимо адресовать заявление на приватизацию (это может быть, например, департамент имущественных дел);
·       какой пакет документов необходимо иметь при себе, сколько по времени будет длиться процесс приватизации, в течение какого времени документы будут актуальны и где их получать;
·       как подать заявление – онлайн через портал «Госуслуги» или лично.
Далее вам необходимо собрать пакет документов. Как правило, туда входят:
·       паспорта тех, кто зарегистрирован в квартире, и свидетельства о рождении детей до 14 лет;
·       письменные и нотариально заверенные согласия всех зарегистрированных лиц;
·       договор найма, который подтвердит, что вы арендуете приватизируемое муниципальное жильё;
·       выписка из лицевого счёта с указанием всех проживающих;
·       техпаспорт жилого помещения и план по этажам.

Список необходимых документов может отличаться в зависимости от региона и определённой ситуации с конкретным объектом. Законодательно нет единого перечня, поэтому рекомендует сделать звонок в МФЦ или приёмную муниципалитета, чтобы уточнить этот момент. Либо найти полный список на сайте «Госуслуги».

На вынесение решения обычно уходит 46 дней. К этому сроку вы получите либо соглашение, либо отказ. Последний предоставляется на бумажном носителе и отправляется вам по почте.

Если же приватизация одобрена, вам необходимо явиться для подписания договора и взять с собой документы:
·       выписку или ордер из распоряжения органа исполнительной власти;
·       договор найма на жильё, которое собираетесь приватизировать;
·       заверенные у нотариуса документы, сканы которых были отправлены вместе с электронным заявлением на приватизацию.

Преимущества и недостатки приватизации

Принимая решение о приватизации социального жилья, исходите из потребностей своей семьи. Когда жильё перейдёт в ваши руки – это откроет вам много новых возможностей. Вы сможете его продать, обменять, подарить, прописать в нём кого-то, оставить в наследство, взять под залог этого жилья кредит, сдать в аренду и так далее. Вы так же будете участвовать в решении общедомовых вопросов. В качестве бытовых преимуществ можно выделить возможность сделать перепланировку по своему усмотрению, но согласно закону. Плюс вы перестанете платить арендную плату.

Что касается минусов, то здесь всё просто. Вы берёте на себя ответственность за это жильё: его содержание включает в себя оплату коммунальных услуг, взносы за капремонт, налог на имущество и так далее. Стоит учитывать так же, что муниципальное жильё не изымают за долги, а квартиру, находящуюся в собственности – вполне могут.

По каким причинам может прийти отказ?

Самые популярные случаи, почему в приватизации было отказано, – это признание дома аварийным, предоставление неполного пакета документов или его неактуальность/несоответствие определённым категориям некоторых их них.
Случается, что человек уже совершал приватизацию объектов недвижимости или не подтвердил документами, что участвует в первой приватизации. Чтобы получить такое подтверждение, необходимо обратиться в БТИ – Бюро технической инвентаризации – или муниципалитет.

И бывает, что получены согласия не ото всех жильцов. Это тоже может служить причиной отказа.

Плюс есть жильё, которое недопустимо приватизировать, а именно:
·       площадь в общежитии;
·       квартиры на территории закрытых военных городов;
·       жильё, находящееся в аварийном доме;
·       жильё, находящееся в сельской местности и принадлежащее жилищному фонду стационарных учреждений социальной защиты населения;
·       служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, аналогичных им.

Ещё нюансы

Есть ситуации, когда человек может приватизировать жильё не один раз. Например, если гражданин участвовал в процессе приватизации до своего совершеннолетия, а второй раз – уже самостоятельно, достигнув 18-летнего возраста.

Возможность приватизировать жильё ещё раз есть у тех, кто:
·       переехал с Крайнего Севера и бывших территорий СССР: они возвращают прежнее социальное жильё и получают возможность приватизировать новое;
·       утратил жильё из-за ЧС, стихийных бедствий, актов терроризма и катастроф техногенного характера.